Уровни логистического сервиса
В практике международных грузоперевозок часто используются следующие обозначения: 1PI, 2PI, 3PI, 4PI, 5PI. Что они означают?
Если сказать в нескольких словах, то вышеперечисленные обозначения используются в мировой логистике для классификации уровня логистического сервиса, оказываемого компаниями-провайдерами. Ниже мы рассмотрим, что включает в себя каждое из этих понятий.
Классификация услуг на рынке логистики
1PI (FirstPartylogistics) - весь комплекс услуг по логистике, включая грузоперевозки, отслеживание и хранение грузов, осуществляется самим грузоперевозчиком автономно без привлечения услуг сторонних организаций.
2PI (SecondPartylogistics) - фирма делит часть операций по логистике с компанией провайдером. Например, 2PI-операторы оказывают частичные услуги по транспортировке и складированию грузов компаниям, которые самостоятельно занимаются планированием грузоперевозок, формированием маршрутов, организацией складирования товара, однако не имеют собственного автопарка и товарных складов. Такая частичная зависимость (аутсорсинг) от услуг транспортного подрядчика по-другому называется “логистика второй стороны”.
3PI (ThirdPartylogistics) - В данном случае владелец груза поручает все работы по внешней логистике третьей стороне, 3PI-оператору. Внутренняя логистика, то есть планирование транспортно-логистических цепочек, остается в ведении грузоперевозчика. 3PI-оператор обладает всей необходимой базой, в том числе транспортной и складской, для решения задач по транспортировке груза. На сегодняшний день доставка сборных грузов из Китая в Россию чаще всего осуществляется с привлечением 3PI-провайдеров.
4PI (FourthPartylogistics) - провайдеры, предоставляющие услуги 4PI-уровня, это, как правило, консалтинговые компании, полностью занимающиеся внутренней и внешней логистикой грузовладельца. Часто им обеспечен полный доступ к компьютеризированной сети предприятия. В процессе работы 4PI-провайдеры привлекают целый ряд надежных 3PI-компаний.
5PI - виртуальная логистика будущего
Сегодня в век интернет-технологий все больше услуга аутсорсинга оказывается через интернет. Поэтому перспективным является развитие 5PI-провайдинга. Он включает в себя оказание услуг профессиональным аутсорсером, или группой провайдеров, за счет полного координирования внешних и внутренних логистических схем предприятия через единую информационную сеть.
В данном случае оператор, в отличии от 3PI-провайдера, может и не обладать собственным автопарком и складскими помещениями, однако он эффективно задействует сторонние ресурсы и услуги подрядчиков для достижения максимального эффекта. Чтобы 5PI-сервис из виртуального превратился в реальный, необходимо создать единую базу данных, объединяющую всех операторов рынка логистики. Удастся ли это сделать, покажет будущее.